Ноутбук Dell Inspiron 1501 и его питание

Далеко в 2007 году, где-то в ноябре или декабре, купил я себе ноут Dell Inspiron 1501. Купил так как мой старый комп на процессоре AMD Duron 950 показался убитым, оказалось что показалось. Так вот, год спустя, когда до окончания гарантии на ноут оставалось менее месяца у меня перестал работать блок питания от ноута. Принёс я его в сервис, я мне сказали что там шнур пережат и потому временную замену не дадут, но я могу сам купитьПробежался я до магазина электроники и купил там универсальный блок питания, у которого был самый большой диаметр штекера. Цена была около 2 тыс руб. На тот момент я считал что все блоки питания для ноутов имею два провода — плюс и землю. Я очень ошибался.

Воткнув универсальный БП в ноут…я не смог его воткнуть. Маловат диаметр оказался. После доводки напильником…шуроповёртом…сверлом. Допилил всё-таки. Штекер вошёл и … ноут не включился. Тут я загрустил — решил что у него материнка сдохла. Искал я сервисные центры, которые именно перепаять там чего-нибудь смогут. На тот момент их было мало. Или же я просто не знал как их искать. Посоветовали мне одного мастера, который как раз ремонтом Dell’овски ноутов занимается. Я ему принёс ноут, показал зарядку. И услышал грустную фразу — «С этим блоком питания и не будет работать! У Деллов 3-х проводное питание, а это обычный двухпроводной…». А ещё сказал что раъём разбитый и его менять надо (ну это я его так разбил). Объявил ценник — 850 рублей за сам разъём плюс ещё за работу столько же. В те времена у меня была работа, но денег хватало только на съёмную квартиру, поэтому ноут был отложен до ответа из сервисного центра по гарантии. Так как мне срочно нужны были файлы с жестяка ноута, то как раз купил usb-кейс для жёсткого диска ноутбучного.

Через месяц мне перезвонили. Оказалось что случай гарантийный и мне просто выдали новый блок питания. Обидно. Подождал бы месяц и не было бы ничего сломано.

Как бы то ни было, ноут с новым БП проработал ещё год или пол года.

Помимо злой шутки конструкторов Dell с 3х проводным блоком питания стоит рассказать про штекер. Собственно а как в таком обычном штекере помещается три контакта? Штекер с виду обычный — цилиндр, а внутри штырь. Наружная часть цилиндра — это земля, внутренняя сторона цилиндра — это плюс, между ними изолятор пластиковый, а по центру — тооооненький штырь.

Штекер блока питания (фото из китайского магазина)Обычно на штекерах распространённых блоков питания для ноутбуков есть канавка на штекере — для того чтобы штекер фиксировался в разъёме и не вываливался. А вот инженеры Dell решили что эта функция совсем лишняя. Именно поэтому у меня очень часто это штекер просто вылетал, оставляя ноут без питалова. И именно поэтому в один прекрасный день он вылетел так, что сломался тот самый центральный штырёк.

К слову сказать, этот штырёк, как я уже потом выяснил, — это контакт, через который ноут идентифицирует блок питания и его мощность. Собственно, если штыря нет, то идентификации нет, а значит ноут не будет работать. Новый зарядник стоил непомерно дорого, но ноут нужен был срочно. Да и денег было ещё меньше чем в прошлый раз. И было принято волевое решение — переделать разъём питания.

Старый штекер был оторван. На его место был приспособлен комплект разъёмов типа XLR. Потому как это единственные которые я нашёл в магазине 3-х контактные. Один повесил на кабель. Другой через кусочек кабеля припаял непосредственно на материнскую плату — к контактам разъёма на плате.

XLR разъёмы (взято с википедии)

В принципе всё хорошо работало. Вот только разъёмы были жутко тяжёлые и не мобильные — в сумку ноут сложно было поместить. Когда мне надоело в десятый раз приклеивать уже разорвавшуюся изоляцию кусочка кабеля, на котором висел тяжёлый разъём, я избавился от разъёма и припаял кабель от блока питания напрямую в ноут.

Так я потерял некоторую мобильность ноута, но теперь он работал стабильно и удобно. Работал довольно долго, пока не перестал работать, но это уже следующая история, о которой я расскажу позже.

Ноутбук Dell Inspiron 1501 и его питание: 3 комментария

    1. Вот так распиновка штекера выглядит:
      Распиновка штекера

      Сам кабель состоит из трёх вложенных друг в друга проводников — снаружи GND, в нём плюсовой а в нём уже дополнительный третий.
      На ютубе есть ролик «Part 1 — repair dell ac adaptor model pa-1900-02D2» — там всё наглядно видно.

      или вот картинка из интернета:
      Провод

      На материнке контакты выглядят так:
      Разъём на материнке

      Однако, я бы НЕ рекомендовал припаивать провод напрямую — там проблема в том, что если не удялять разъём, то придётся резать корпус, чтобы вывести кабель из ноута. Кроме того, кабель нужно как-то зафиксировать к корпусу, иначе разные движения могу оторвать припаяные проводники.

      Я бы всё-таки рекомендовал купить новый кабель в Китае и перепаять провод в БП. Это если штекер сломался, если разъём — то в том же Китае его можно купить, с перепаиванием сложнее, но и в домашних условиях возможно.

Добавить комментарий

